СВЯТОСЛАВ РИХТЕР «Мода на какого-то композитора, на определенный род музыки возможна только в дилетантской среде. Настоящее искусство неподвластно моде, оно живет века. И нужно играть все достойное, истинное.» ( Святослав Рихтер) У великого Святослава Теофиловича Рихтера не было начального музыкального образования. И потому, наверное, его путь к вершинам музыкального исполнительства похож на легенду о блестящем самоучке, который, однако, никогда не был «вундеркиндом». Игре на фортепиано мальчика учил отец – выпускник Венской консерватории, а теории музыки - друг семьи Кондратьев, инвалид, передвигавшийся на коляске. Святослав Теофилович Рихтер родился 20 марта 1915года в Житомире в семье пианиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера, преподавателя Одесской консерватории и органиста городской кирхи. Мать Анна Павловна Москалева (по матери фон Рейнке) была родом из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена; Святослав жил в семье тетки, Тамары Павловны, от которой перенял увлечение живописью. Уже в 15 лет Святослав Рихтер работал концертмейстером Одесской филармонии, а после своего первого сольного концерта был немедленно приглашен в Оперный театр Одессы – "за безграничный талант и удивительную самобытность". Но в качестве дирижера он себя не нашел, и в 1937 поехал в Москву, в консерваторию. И его школьной скамьей стала сразу Московская консерватория, а точнее – класс Генриха Густавовича Нейгауза, куда был зачислен в 1937 году концертмейстер Одесского оперного театра Святослав Рихтер, не имевший никаких документов о начальном музыкальном образовании. А было ему в ту пору уже 22 года – возраст, когда крупные музыканты уже завоевывают мировую известность…В юном возрасте Рихтер отыграл всю фортепианную классику, и его учителю просто нечему было его научить. Напротив, сам Нейгауз порой учился у ученика. Кстати, в первый же год обучения Рихтера отчислили – гений не хотел тратить время на изучение общеобразовательных предметов. Вернулся только после длительных уговоров Нейгауза. Но Святослав наверстал упущенное в один вечер! То был памятный осенний вечер дебюта Рихтера с Шестой сонатой Прокофьева в Малом зале Московской консерватории в 1940 году. Перед ошеломленной публикой предстал не «ученик Нейгауза» (игравшего в первом отделении концерта), но законченный пианист-новатор, вулканический художник, артист мирового класса. Генрих Нейгауз не случайно называл Рихтера «учеником нашей страны, нашего времени и нашего народа. И только в последнюю очередь своим». Он не стеснялся признаваться, что до конца дней своих будет не только восхищаться Святославом Рихтером, но и… учиться у него. Неутолимая жажда «ученичества» скрепила узы деликатнейшего из союзов Учителя и Ученика. Рихтер закончил консерваторию в 1947 году, будучи уже известным исполнителем. Во время войны о много выступал, в том числе, играл в блокадном Ленинграде, поддерживая свою страну, чем умел – уникальным мастерством, поднимавшим человека над страданиями, дававшим силу жить и бороться. Его «защитой диплома» был сольный концерт в зале Московской консерватории. После этого концерта имя Рихтера было золотом написано на мемориальной мраморной доске в одном из консерваторских фойе. В истории Московской консерватории – ни до, ни после Рихтера – ничего подобного не бывало. Рихтер регулярно давал в среднем по 70 концертов ежегодно на самых разных площадках. Он предпочитал небольшие залы и по возможности просил определенный формат освещения: полная темнота и единственный софит, освещающий ноты и клавиатуру. Ничто не должно отвлекать зрителей от главного – погружения в мир музыки. 70-летний мастер совершал многомесячные турне по просторам Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, республикам Прибалтики и Кавказа, в Молдавии, Белоруссии и на Украине, не пропуская и самых маленьких городов, и небольших поселков, не отказывая ни школам, ни сельским клубам, играя порой в помещениях, где до него не играл ни один пианист. Он мог играть в полутьме, при одной-единственной зажженной лампе, поставленной на пюпитр. Рихтер часто гастролировал по миру, как только между СССР и Западом начался культурный обмен. Он был первым советским лауреатом Грэмми, произведя настоящий фурор концертном Брамса. В Америке писали: "Такого великого пианиста могла взрастить только лучшая в мире музыкальная школа". В декабре 1981 года в Музее на Волхонке родились «декабрьские вечера» – чудо московской элитарной музыкальной культуры и просвещения, сконцентрировавшихся вокруг гипнотической личности «пианиста века». Рихтер никогда не преподавал и категорически отказывался это делать. "Поймите, этому искусству я только учусь" - говорил Святослав Теофилович. И правда, учился он постоянно. Современники называли Рихтера "бездонным". Никто не мог понять, как на память можно было играть все произведения величайших композиторов. «Святослав Рихтер стал для своего поколения больше, нежели знаменитый артист. В быту, как и в искусстве, он тоже сотворил свое особенное «рихтеровское пространство», духовное поле, куда не проникает низменное, плоское, одномерное…Могучий облик излучает и притягивает. Любой человек видит: перед ним легенда. Живая, радующая нас своим необычайным существованием и остающаяся навсегда! Легенда», — написала Президент Московского Союза музыкантов Вера Горностаева. https://www.youtube.com/watch?v=WZyOIhzfu54 #силавпамяти #цискаризмы #цискаридзе #большойтеатр #vaganovaballetacademy #tsiskaridzenikolay